Яркая история Автобуса-отеля Икаруса-180

08.03.2023

Придумали, построили, воплотили в жизнь, и……
Здесь, после многоточий, раскрывается судьба одного из самых необычных проектов Икаруса – отеля на колёсах из Икаруса-180.

В наши дни уже не является редкостью кастомная переделка существующего транспортного средства с целью превращения его в нечто большее, чем предполагал изначальный производитель. Превращение автобусов в автодома стало делом если и не повседневным, то точно не сенсацией с массой фотографий и газетных статей.

В случае с объектом данной статьи дело обстоит несколько иначе, поскольку, во-первых, традиция переоборудования уже существующего автобуса была в те годы не столь популярна, особенно в странах Восточной Европы, а во-вторых – этот проект задумывался с целью….. регулярного маршрутного использования.

Автором концепции Автобуса-Отеля, стала известная тогда даже за пределами Венгрии мастерская MÁVAUT. Это предприятие, а точнее – фирма, с узнаваемым названием и достойной репутацией ведёт отсчёт своей истории ещё с рубежа 19-20-х веков, пережив массу различных слияний и разделений, смену основного названия, Вторую мировую войну и коммунистическую национализацию. На рубеже 1950-1960-х годов MÁVAUT представлял собой экономический концерн, который не только был крупнейшим авторемонтным предприятием, но также являлся крупнейшим оператором автобусного междугороднего сообщения и уже создал ряд новаторских моделей, основанных как на продукции Икаруса, так и на собственных исследованиях и наработках. На момент событий данной статьи MÁVAUT управлял практически всеми междугородными и международными автобусными перевозками Венгрии, по сути являясь предшественником существующего по сей день концерна Volán.

Когда-то давно в статье «Странные Икарусы с надписью MÁVAUT» мы сделали небольшой обзор некоторых примечательных разработок фирмы, тем не менее, сама история MÁVAUT требует отдельного материала, и не менее интересна, чем история Икаруса, являясь её неотъемлемой частью.

Именно MÁVAUT занялся разработкой принципиально нового по уровню комфорта транспортного средства, которое могло обеспечить пассажирам небывалый комфорт в дальних междугородных и международных поездок.

Проект было решено реализовывать на основе сочлененного Икаруса-180, и вскоре для этого был подобран подходящий экземпляр – один из самых первых автобусов этой серии, которые принято называть Prototype Bus. Как вы сами можете понять, к 1967 году это был далеко не новый автобус, ещё из той партии с двигателем Leyland и коробкой передач Wilson RV 28. Характеристики этого мотора и его совместной работы с Английской КПП, по мнению инженеров MÁVAUT, идеально подходили для проекта Автобуса-Отеля.

Икарус-180 с двигателем Leyland, тот самый автобус ещё до превращения в отель

Икарус-180 с двигателем Leyland, тот самый автобус ещё до превращения в отель

Будущий «Отель» был произведен в 1964 году и набегал 40000 км уже на испытаниях в Будапеште. Именно на этом автобусе специалисты Икаруса изучали работу принципиально нового для того времени сочленённого автобуса в городских условиях. В марте 1965 года Икарус вернулся на завод, где простоял пять месяцев, после чего его отдали в город Печ для полноценной работы на городском маршруте.

Как уже упоминалось выше, на решение MÁVAUT взять для проекта Автобуса-отеля именно этот экземпляр послужил мотор Leyland и надёжная коробка Wilson. Однако ещё одним фактором в пользу выбора именно этого конкретного автобуса оказался…… сам город Печ, где в те года ещё не было настолько плотного пассажиропотока. Таким образом, поработав пару лет на городском маршруте, автобус был снова отправлен в Будапешт, но теперь уже на площадку MÁVAUT, хотя реконструкцию производила непосредственно будапешская Budapesti Jármű KTSZ, кооператив, который, выражаясь современным языком, тюнинговал транспортные средства, создавая зачастую очень интересные собственные разработки.

Икарус-180 автобус-отель

Этот же автобус уже в образе отеля

Как позже рассказывал авто-дизайнер, инженер и автор Автобуса-Отеля Джозеф Черни ( József Csernyi), идея проекта была навеяна аналогичными разработками Немецких MAN и Mercedes-Benz. Однако, в случае с Икарусом-180, задачи, возникающие в ходе «процесса превращения» сильно отличались от задач, которые решали в аналогичной ситуации западные производители.

В отличие от других похожих проектов, проект Автобуса-Отеля основывался на изначально городском автобусе, что привело к нетрадиционным для Европы решениям по устройству багажного отделения и внутренней планировке салона.

Внешне Икарус-180 также изменился. На смену складным дверям пришли две ручные двери, похожие на те, которые использовались на модели Икарус-557, а широкие двери номер два и четыре вообще исчезли. Для перевозки багажа пассажиров на крыше тягача было оборудовано специальное пространство, подобно некоторым Американским междугородным автобусам 1940-х и 1950-х годов, и подобное некоторым Икарусам-55 ранних версий.

Пассажирский салон был разделён на две части.
В первой части, в тягаче, было обустроено шесть спальных отсеков (здесь подошло бы слово «кают» или «купе») для двух человек каждое. Спальные места располагались вдоль бортов автобуса одно над другим, подобно боковым полкам в плацкартном вагоне, каждое имело индивидуальный радиоприемник, две вешалки для одежды, светильник и отсек для принадлежностей.

Интерьер автобуса-отеля Икарус-180

Планировка спальных отсеков, в каждом из которых виден радиоприёмник

Каждая комната закрывалась плотными шторами, а мягкая обивка стен и ковровое покрытие пола создавали пассажирам комфорт и уют. Нижние «кровати» легко трансформировались в пару сидячих мест для путешествия днём.

Салон автобуса-отеля Икаруса-180

Расположение спальных мест пассажиров

Во второй части салона, в полуприцепе, находились мини-бар, душевая кабина с горячей водой, салон на 14 мест с комфортными креслами, а также, в самом «хвосте» - отсек для персонала с двумя спальными местами.

Сидячий салон автобуса-отеля Икарус-180

"Сидячий салон" в полуприцепе, сзади хорошо видно отделение для отдыха персонала

Оригинальное сидение водителя Икаруса-180 заменили сидением от междугороднего автобуса. Небольшим изменениям подверглась и приборная панель с новыми системами управления раздельными отопителем и вентиляцией.

Сидение водителя и спальные отсеки Икаруса-отеля

Рабочее место водителя. На фото справа - спальная каюта сразу за водительским креслом.

Из-за дальнейшей противоречивой судьбы проекта и его неясном назначении, в сети появилась масса различных данных о вместимости этого транспортного средства. Однако, основываясь на фактах, можно сделать лишь два вывода:

- если изначальная эксплуатация предполагала только перевозку пассажиров в «спальном» отделении, а салон с сидениями служил дополнительной опцией, своеобразной прогулочной палубой этим пассажирам, то Автобус-отель могу перевозить всего двенадцать человек;

- если изначально предполагалось использовать Автобус-отель по «двух классовой системе», где 14 сидячих мест во втором салоне продавались, как отдельные места классом ниже, то пассажировместимость этого транспортного средства возрастала до 26 человек.

Душевая кабина и минибар автобуса отеля Икарус-180

Слева - минибар, справа - душевая кабина

Предполагалось, что MÁVAUT потратит на создание Автобуса-Отеля 747000 Венгерских форинтов, однако к моменту завершения работ по переделке Икаруса-180 и приближению сроков сдачи проекта стало понятно, что техническое состояние автобуса после городской эксплуатации оказалось неприемлемым для дальнейшей предполагаемой роли этого автобуса.

В итоге, когда уже были закончены работы по превращению городского автобуса в отель, когда уже установили необходимое оборудование и завершили покрасочные работы, было принято решение о замене того самого мотора, из-за которого MÁVAUT выбрал именно этот экземпляр, а также о полной замене всех элементов подвески автобуса. Тем не менее, для автобуса снова заказали двигатель Leyland, аналогичный установленному (несмотря на доступный на тот момент двигатель Rába-MAN выбор в пользу английского мотора компания сделала из-за низкого уровня шума и вибраций ), что из-за более длительных поставок из заграницы привело к дополнительным расходам и задержкам. По итогу, вместо запланированных 800 000 Форинтов MÁVAUT потратил один миллион семьсот тысяч!

Вместо установленного срока, связанного с праздниками начала мая, автобус был полностью готов только к концу августа 1967 года.
Презентация проекта с большим успехом прошла 5 Сентября 1967 года, когда журналисты сразу же назвали необычный Икарус “Speeding Hotel”, а уже 20 сентября того же года Автобус-отель был официально добавлен в список междугороднего подвижного состава компании MÁVAUT.

Автобус Икарус отель на колесах

Автобус-отель в полной готовности

Итак, Автобус-отель был готов, оставался только один вопрос, на который ни MÁVAUT, ни Управление пассажирских перевозок и наземного транспорта Венгрии не имели однозначного ответа: что делать с этим транспортом?

Презентация Автобуса-отеля 1967

"Speeding hotel" на презентации

Изначально планировалось использовать автобусы-отели для перевозок Венгерских пассажиров на морские курорты существовавшей тогда Югославии, однако испытательные рейсы одного единственного экземпляра решили организовать внутри страны, на ночных маршрутах Budapest – Baja или Budapest – Zalaegerszeg, которые являлись самыми протяженными в маршрутной сети MÁVAUT. Тем не менее, в октябре планируемые направления тестовых маршрутов снова изменились, а тест-драйвы уже перенаправили на побережье или в Уйвидеке. Забегая вперед, стоит сказать, что эта неопределенность сопровождала автобус на протяжении всего срока его жизни.

Внутри автобуса отеля Икарус

Комфорт и уют, на первый взгляд даже и не верится, что в прошлом это обычный городской Икарус

В результате длительных обсуждений на различных уровнях, в октябре 1967 года всё-таки удалось прийти к решению о маршруте Автобуса-Отеля. Начиная с 31 октября 1967 года “Speeding Hotel” должен был работать на маршруте Budapest - Székesfehérvár - Veszprém - Herend - Devecser - Sümeg - Zalaegerszeg - Gellénháza - Nagylengyel. – Lenti протяженностью 280 километров. Отправляясь из начального пункта вечером, к конечному пункту назначения автобус должен был прибывать с утра, доставляя пассажиров в удалённые районы, в которых не было железнодорожного сообщения, и обходя дневное интенсивное движение в городах по всему маршруту.
Расписание Автобуса-отеля было следующим:
- в 22:50 автобус отправлялся с площади Эржебет (Erzsébet tér) в Будапеште по Вторникам, Четвергам и воскресеньям и прибывал на автобусную станцию Zala в 06:45 утра;
- обратно автобус отправлялся в 22:10 и прибывал на площадь Эржебет также в 06:45 утра.
Автобус никуда не ездил по субботам, которые считались днями профилактических работ и технического обслуживания.

Билет Икаруса

Билет на маршрут Автобуса-отеля

Условно базовый тариф в кресле составлял 126 форинтов плюс одеяло за дополнительные пять форинтов. Спальное место стоило 161 форинт, и естественно, было намного комфортнее для дальних поездок.

Примечателен тот факт, что по прибытию на конечную остановку пассажирам разрешалось оставаться в Автобусе-отеле достаточно продолжительное время, не покидая его сразу. Так, например, после прибытия в Будапешт в 06:45 утра пассажиры могли привести время в транспорте примерно до половины десятого, коротая время за чашкой кофе, ожидая такси или просто приводя себя в порядок.

Открытие первого в стране рейса Автобуса-отеля сопровождалось широкой рекламной компанией, охватившей практически все столичные издания и радиостанции. Подчеркивались уникальность, величие и, одновременно, невиданная практичность нового средства передвижения. Казалось, что будущее автобусных перевозок уже наступило.

На борту автобуса Икаруса-отеля

Дружественная атмосфера необычного Икаруса

Сохранились воспоминания о множестве интересных эпизодов, связанных с пассажирами Автобуса-отеля. В их числе – свадебное путешествие двух супружеских пар, в которое они отправились именно на новом уникальном Икарусе, причём, обе жены были сёстрами, равно как и оба мужа являлись братьями друг другу.

Пассажиры автобуса отеля на колесах

Две жены в свадебном путешествии беседуют друг с другом, в то время как стюард обслуживает мужа одной из них в мини-баре на заднем фоне

Однако, несмотря на яркую рекламу и постоянную информационную поддержку, проект Автобуса-отеля так и не смог выйти на необходимый уровень окупаемости. В данном случае, негативную роль сыграла популярность уже тогда широко известного Икаруса-180, который, даже в образе Отеля на колёсах, оставался всё тем же городским сочленённым Икарусом. Знакомые с этим автобусом через ежедневные поездки на работу, потенциальные пассажиры вовсе не торопились приобретать билеты на ночное путешествие в таком транспорте. Максимальная скорость Автобуса-отеля составляла около 60 километров в час, что, опять же, являлось свойством именно выбранного исходного прототипа. Более того, по воспоминаниям Джозефа Хорвата (József Horváth), работавшего стюардом на этом Автобусе, мотор сильно шумел на трассе даже несмотря на улучшенную шумоизоляцию, и водители нередко снижали скорость на продолжительное время пути, чтобы пассажиры смогли комфортно поспать.

Ещё одной, намного более серьёзной проблемой стала естественная потребность пассажиров, которые в течение долгого пути могли захотеть воспользоваться туалетом, но в Автобусе-отеле были и бар, и душ, и гардероб, но не было туалета!

К началу зимы Автобус-отель прекратил свой маршрут. В то время междугородные трассы ещё не обслуживались также регулярно, как в наши дни, и поездки сочленённого автобуса по зимним дорогам стали небезопасными.

Уже за такой короткий период эксплуатации на маршруте стало понятно, что для этого Автобуса нужно было придумывать нечто более масштабное и…. более дорогое для пассажиров.

На рубеже 1967-1968 года началась подготовка к новому проекту международных рейсов Автобуса-отеля, который должен был доставлять Венгерских пассажиров к их излюбленному в то время месту отдыха – курортам Югославии.

В Апреле 1968 года началась вторая рекламная кампания нового проекта MÁVAUT - международного курортного маршрута в уникальном Автобусе-отеле. В действительности, предыдущий маршрут из Будапешта в Ленти был увеличен до курортного города Мурска-Собота (по Венгерски - Muraszombat), располагавшегося по другую сторону Венгерско-Югославской границы.

Билет на икарус до югославии

Билет на международный рейс до Югославии

2 мая 1968 Автобус-отель отправился в свой первый международный рейс, покинув Будапешт в 22:50. И снова, несмотря на активную рекламу, проект не смог выйти даже на уровень минимальной окупаемости, зачастую перевозя на борту всего шесть-восемь пассажиров. В результате, международный маршрут был свёрнут уже к Августу 1968 года.

Прибытие Икаруса в Мурска-Собота Югославия

Прибытие в город Мурска-Собота, Югославия

Вновь MÁVAUT столкнулся с той же самой проблемой: где использовать этот уникальный, но ни для чего не пригодный автобус!?

На сей раз выбор пал на расположенный на юге Венгрии город Сегед. По предварительным расчетам и показателям эксплуатации транспортных средств в предыдущий период, ожидался пассажиропоток, достаточный, чтобы не только вывести Автобус-отель на уровень самоокупаемости, но и наконец, получить хотя бы какую-то прибыль от эксплуатации этой дорогостоящей игрушки. Кроме того, именно в 1968 году из поездов, следующих по тому же маршруту были исключены вагоны со спальными местами, так что идея эксплуатации автобуса, компенсирующего этот недостаток, имела определенный экономический смысл.

Билет на икарусе в Сегед

Билет на Икарус-Отель до Сегеда

Новый рейс Будапешт – Сегед осуществлялся по следующему графику: отправление из Будапешта в 23:00 по воскресеньям, вторникам и четвергам, прибытие в Сегед 03:30 утра следующего дня. Аналогичным было и время обратного отправления из Сегеда, с той лишь разницей, что днями отправления определялись вторник, четверг и суббота.

Тем не менее, и эта, третья по счёту попытка интегрировать уникальный автобус в повседневную транспортную жизнь не принесла ожидаемых результатов. Автобус-отель ехал дольше обычного автобуса, билет на него стоил дороже, и….. несмотря на заверения представителей MÁVAUT о грядущей модернизации проекта, в этом «роскошном» автобусе по-прежнему не было туалета.

Просуществовав чуть более пяти месяцев, проект Автобус-отель на маршруте Будапешт-Сегед был закрыт.

Несколько месяцев Автобус-отель просто стоял на площадке MÁVAUT в Будапеште. Никаких проектов по отправке этого транспортного средства в новые междугородные или международные маршруты более не предлагалось, равно как и идей относительно его дальнейшей судьбы.

Спустя какое-то время MÁVAUT развернул уже более скромную, но по-прежнему значительную рекламную кампанию, уже четвёртую по счёту. Предложение сводилось к возможности арендовать уникальный автобус для небольших групп путешественников, школьных поездок на дальние расстояния и прочего использования в качестве дома на колёсах, однако отсутствие туалета и в данном случае сыграло не в пользу нового бизнес-проекта.

В 1970 году долгожданный арендатор автобуса всё-таки нашёлся. Им стала крупнейшая на тот момент Венгерская кинокомпания MAFILM, которой Автобус-отель потребовался…. для интерьерных съемок. Как оказалось, случайно попавшие на глаза кинорежиссёру буклеты ещё раннего маршрута в Югославскую Мурску-Соботу, содержали фото внутреннего убранства Автобуса-отеля, которое идеально подходило для решения нужных операторских задач. В результате, необычный Икарус произвёл на съемочную группу благоприятное впечатление, и MAFILM заключила с MÁVAUT договор транспортной аренды на целый год. Кинокомпания использовала автобус и в качестве гримёрной, и в качестве передвижного отеля, и даже в качестве кафе-столовой. Разумеется, это было далеко от того проекта, который задумывался при создании Автобуса-отеля, но переделанный Икарус впервые перестал быть убыточным. Казалось, уникальному автобусу наконец-то нашли работу, но….

Икарус-отель на съёмках кино

Во время работы в киноиндустрии

Ещё один удар, который, опять же, стал результатом решений, принятых ещё на стадии создания проекта, полностью вывел Автобус-отель из строя. В один из рабочих дней двигатель Leyland внезапно отказался работать. Автобус доставили в мастерскую, где он застрял на долгое время в длительном ожидании запчастей из Германии. Сроки поставок постоянно откладывались из-за изменений в международной политике, и, в итоге, руководство MÁVAUT приняло решение установить стандартный для Икарусов-180 мотор Rába-MAN.

Естественно, автобус мог продолжать свою кино-работу и с этим мотором, однако стоянка и ремонт заняли слишком много времени. Компания MAFILM уже подобрала альтернативные варианты транспортных средств, и отказалась от такого большого автобуса. Это стало финалом проекта Автобуса-отеля, поскольку других арендаторов не нашлось, а о возобновлении каких-либо маршрутов не могло быть и речи.

В течение нескольких месяцев некогда удивительный Автобус-отель использовали в качестве склада на площадке MÁVAUT, прежде чем руководство компании приняло окончательное решение о судьбе проекта – переделать “Speeding Hotel” обратно в городской автобус, обычный Икарус-180, каким он и был изначально.

В Феврале 1972 года автобус стал частью подвижного состава филиала MÁVAUT в городе Монор, где и вышел на городской маршрут, проработав там четыре года. В Марте 1976 года автобус был списан и утилизирован в связи с выработкой ресурса. Так закончилась судьба одного из самых амбициозных и самых противоречивых проектов в Истории Икаруса, а мы, команда IkarusBusClub, рады познакомить вас с ещё одним интересным фактом из жизни легендарной автобусной марки. Подписывайтесь на нас в группе Икарус: путешествие через время, читайте и смотрите нас везде. Рады стараться.

Уникальный автобус-отель Икарус-180

Уникальный эксперимент прошлого, яркая страница истории Икаруса

Особая благодарность за личную помощь в подготовке материала Эгану Иствану (Egon Istvan), в 1967-1969 гг. сотруднику концерна MÁVAUT. Külön köszönet Egon Istvan, a MÁVAUT volt munkatársának.

При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна, равно как и разрешение автора данной статьи!



Также почитайте

...
#Икарус
Икарусы 260 и 280 BKV от Будапешта до Великих Лук

20 декабря 1971 года можно считать точкой отсчёта пассажирской эксплуатации 200-й серии в городах. Потом уже были и Советский Союз, и полигоны НАМИ, и модификации для третьего мира, но сначала – родной город Будапешт, и родная компания перевозчик – BKV (Budapesti Közlekedési Zrt. Аббревиатура от Budapesti Közlekedési Vállalat), с её традиционным вплоть до нашего двадцать первого века синем окрасом всего подвижного состава.....

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.