Икарус-290: фотографии и история проекта
04.02.2018
Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.
Разработанный в 1977-1978 годах, этот автобус предназначался для доставки пассажиров от терминала аэропорта к самолёту и обратно.
Сохраняя общую внешнюю концепцию двухсотой серии Икарусов, модель 290 имела ряд существенных отличий.
Само назначение автобуса определило низкий уровень пола, большую вместимость и низкую скорость (до 40 км/ч).
Икарус 290 стал единственным одиночным Икарусом двухсотой серии с тремя осями, низким полом и передним расположением двигателя с передней ведущей осью. Длинные свесы и низкий пол делали невозможным эксплуатацию автобуса на дорогах общего назначения, но превосходным для коротких аэродромных маршрутов.
Необычным было и расположение дверей, по две с каждой стороны, и ручная водительская дверь с левой стороны (притом, что руль и органы управления автобуса расположены с правой стороны). Из-за расположения дверей Икарус 290 стал первым Икарусом, симметричным с правой и левой сторон.
При длине в 14 метров автобус был способен принять на борт до 146 пассажиров, из них всего 16 сидячих. Высота в 2,8 метра позволяла Икарус 290 без труда пролезать под крыльями самолётов. На автобусе был установлен двигатель Rába-MAN D2156 HM6U мощностью 193 л.с. и, что не может не удивлять, ручная пятиступенчатая КПП. Подвеска на листовых рессорах была разработана специально для модели 290. Икарус 290 был достаточно тяжёлой машиной, общей массой до 22 тонн.
О серийном выпуске модели 290 говорить нельзя. Всего было собрано десять экземпляров, отличавшихся внешне складными планетарными или двустворчатыми дверями.
Четыре автобуса использовались в Венгрии (1981 г. вып.), четыре отправились в Мозамбик (1982 г. вып.), один - в Прагу (1978 г. вып.), один – в Берлин (1981 г. вып.).
Один из последних экземпляров служил сараем и рабочей будкой недалеко от Моста у терминала HEV, где его до сих пор можно найти.
Говорят, величию не дано погибнуть. Судя по этим фото, сделанным энтузиастами, проникавшими на запрещённые объекты, уникальная модель - уже история.
P.S. В Октябре 2020 года на сайте Ikarusbusclub вышла новая статья, посвящённая Икарусу-290. Ознакомиться с уникальными фото и видеоматериалами модели Икарус-290 можно прямо здесь!
При перепечатке статьи ссылка на Vk.com/timeofikarus обязательна.