Икарусы 260 и 280 BKV от Будапешта до Великих Лук

02.01.2023

Этот материал должен был выйти ещё в конце декабря, но предновогодняя суета заставила и Ikarusbusclub отложить многие дела. В конце декабря этот материал должен был выйти не только потому, что нам так хотелось успеть опубликовать статью до Нового, 2023-го года, но также потому, что в те далёкие двадцатые числа декабря 1971 года на улицах Будапешта начали своё большое путешествие через время первые Икарусы моделей 260 и 280.

Именно эти декабрьские дни 1971 года, а если точнее – 20 декабря 1971 года можно считать точкой отсчёта пассажирской эксплуатации 200-й серии в городах. Потом уже были и Советский Союз, и полигоны НАМИ, и модификации для третьего мира, но сначала – родной город Будапешт, и родная компания перевозчик – BKV (Budapesti Közlekedési Zrt. Аббревиатура от Budapesti Közlekedési Vállalat), с её традиционным вплоть до нашего двадцать первого века синем окрасом всего подвижного состава.

Передача первых Икарусов 260 и 280 в будапешт в декабре 1971 года

Передача тех самых первых двух прототипов в компанию BKV на площадке завода в Матиашфельде

Как писали в те дни в газете Esti Hírlap («Вечерние новости»), «Длина сочленённого автобуса шестнадцать с половиной метров! Дизайнеры предусмотрели в этом автобусе 35 сидячих мест и 112 пассажиров, которые могут ехать стоя. Когда же мы увидим эти автобусы среди уличного движения!? Что же, встречайте самый длинный из автобусов на маршруте 12, а тот, который поменьше – на маршруте 144. Пятьдесят тысяч километров пути ждёт их в так называемых уличных испытаниях!»

Прототип Икаруса 280 на заводе в Будапеште

Прототип Икарус-280 для BKV

Экстерьер новых автобусов стал большим рывком вперед, навстречу изменившимся требованиям к общественному транспорту в больших городах.
При том, что высокий уровень пола новых автобусов периодически создавал проблемы входа и выхода, при том, что, в отличие от Икаруса-180, Икарус-280 не имел заниженного уровня пола и накопительной площадки в заднем свесе полуприцепа, светлый и просторный салон наряду с большой, по сравнению с предшественником, площадью остекления, компенсировали пассажирам указанные выше недостатки, оставляя благоприятное впечатление. Комфорта также добавляли пневматическая подвеска колёс автобуса, и автоматическая коробка передач Praga 2M70 (забудьте вы уже про ГМП «Львов»!). Шестицилиндровый двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, установленный под полом салона вместе с изменённым расположением сервисных напольных люков, должны были обеспечить удобство технического обслуживания новых автобусов.

Будапештские испытания Икарусов-280 на улицах

Во время первых испытательных поездок

За первыми двумя автобусами-прототипами моделей 260 и 280 в 1972 году последовало уже двадцать серийных Икарусов-260. Стоит сказать, что в 1972 году BKV всё-таки приобрела ещё около пятидесяти автобусов предыдущего поколения, Икарусов моделей 556 и 180, однако с 1973 года компания заказывала только автобусы новой серии.

Поначалу специалисты BKV отмечали ряд типовых проблем, возникающих в ходе эксплуатации новых Икарусов. Их перечень сводился к выходу из строя топливной системы двигателя, частым сбоям в работе автоматической коробки передач и …. коррозийной уязвимости кузова. Ферменная конструкция первых Икарусов 260 и 280 начинала «цвести» уже после второй зимы в эксплуатационном календаре. Таким образом, первая дюжина Икарусов 200-й серии продержалась в эксплуатации около восьми лет, после чего все автобусы были утилизированы.

Сборка Икарусов-280 на заводе

Сборка Икаруса-280 для BKV

Несмотря на далеко не самые восторженные отзывы со стороны эксплуатационщиков, городские Икарусы нового поколения быстро полюбились пассажирам, и к 1979 году весь подвижной состав BKV был представлен только Икарусами 200-й серии. С течением последующего времени сине-серые Икарусы стали визитной карточкой Будапешта, своеобразной частью пейзажа улиц Венгерской столицы.

Автобусы Икарус в городе Будапешт в 1980-е годы

Синие городские автобусы Икарус стали неотъемлемой частью пейзажа Будапешта

BKV приобретал Икарусы 200-й серии с 1971 по 1993 годы, в течение которых модернизации подверглось практически всё, при сохранении визуальной идентичности модели. Постепенно менялись и экстерьер, и интерьер автобусов, в том числе двери, стекла, окна, молдинги, сидения и салон, панель приборов и рулевое колесо, а также в технической части – двигатель, пневматическая подвезка, тормозная система, автоматическая трансмиссия, рулевое управление и т.д. Частично причинами изменений были отзывы от самой BKV, частично –требования времени.

Срок службы автобусов также существенно увеличился. Многие автобусы после официального прекращения работы в столичном BKV, продолжали работу в других городах Венгрии.
Последние Икарусы 260 и 280 официально прекратили работу на городских маршрутах Будапешта только в Ноябре 2022 года, сделав несколько почётных кругов по городу.

Сравнение облика автобусов Икарус-280 от прототипа до серийного

Слева - один из первых Икарусов-280 для BKV, справа - послений Икарус-280, прекративший работу на маршруте в Ноябре 2022 года. Второе фото - https://twitter.com/SofaTransport/status/1593853346812600320

В середине 1990-х годов несколько фирменных Икарусов BKV попали, как минимум, в четыре региона России в рамках программы «обновления» автобусного транспорта. Как минимум про один регион России, где продолжили свою работу Будапештсткие Икарусы BKV, можно рассказать немного подробнее. Слово обновление взято в кавычки не случайно, т.к. это была небольшая партия автобусов, официально прекративших работу в Будапеште по «выслуге лет» в BKV, но прошедшие капитально-восстановительный ремонт на самом Икарусе в Матиашфельде.

Именно оттуда все Икарусы, которых было, по разным данным, около двадцати четырех (включая около восьми Икарусов модели 260, остальные – модели 280), своим ходом добрались до Псковской области, где и закончили свою жизнь.

Автор статьи лично помнит эти автобусы, появившиеся тогда на улицах родного города. Все они отличались не только фирменным окрасом Венгерского BKV, автоматической коробкой передач и освещением салона, но и общим превосходным состоянием. По словам механиков и сотрудников одного из ПАТП региона, «эти автобусы выглядели как новые. Мы тогда сразу подумали, сколько они продержатся в таком виде в наших условиях…. год, два.»

На фото – один из таких Икарусов BKV в ПАТП города Великие Луки в 1997 году. Фото принадлежит Ikarusbusclub.

Настоящий Икарус BKV в Великих Луках, архивное фото

Один из редких снимков Икаруса BKV в Великих Луках

Все фото, принадлежат IkarusbusClub! При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.