Икарус или подделка из Кубы?

23.10.2015

В недавнем посте был вопрос о том, из какой страны автобус? Никто не ошибся, заявив, что он из Кубы, но при этом ошиблись все! Думали, на фотографии какой-нибудь Икарус 280? Хер вам! Это Хирон XVI (в оригинале – Giron, - Хирон или Джирон, как по-русски – зависит от вашего предпочтения в неправильном карибском испанском). Вряд ли кто-нибудь обратил внимание на другой шильдик:

На кубинском икарусе писали другое название

После революции 1959 года промышленность на Кубе, поддерживаемая США исчезла в течение 2-х, 3-х лет. Тогда же была основана компания Giron, которая была такой же бесполезной, как любые теории о всемирном равенстве людей. Однако, в 1970 г. в Гаване решили, что они тоже не пальцем сделаны. Идея наладить автосборочное производство витала на Кубе, однако собирать было нечего и не из чего. Тогда социалистическая кубинская экономика сделала еще один скачок вперед, и Giron начал собирать новые грузовики и автобусы…. из обломков старых, называя это реновацией. Тем не менее старый хлам становился все более ржавым и никчемным, автобусы, напоминающие скорее теплицы на колесах, не выдерживали не только критики, но и пассажиров.

Автобусная мечта

В СССР поддержать Кубу автобусами оказалось не так-то легко, поскольку собственные разработки были долгими, дорогими и малочисленными даже для самого СССР.
Вот тут на помощь и пришел Икарус. Когда в Гаване узнали, что венгры могут делать не только кубик Рубика, транспортная система Кубы вдохнула нового воздуха (которым дышит до сих пор). В середине 70-х на остров свободы стали поставляться машинокомплекты Икарусов 260-й и 280-й моделей.
280-й превратился в Джирон XVI, а 260-й Икарус в Джирон XIII

Ранние образцы кубинских Икарусов-хиронов ещё в хорошем состоянии

В период с 1983 по 1989 гг. Куба получила комплекты Икарусов 256, которые уже интуитивно хотелось назвать Джирон XV.

Необычный Икарус из Острова Свободы

Кстати, форма окон на этом автобусе характерна для многих стран с жарким климатом и низким уровнем развития, как, например, в Уганде.

Когда распался СССР, для социалистической экономики Кубы настали не лучшие времена. Тогда Джирон снова взялся за старое – собирать «новые» автобусы из кусков старых. Опыт ведь не пропьешь, как говориться! Снова начались инновации в производстве.

Новые машины ретробаса

В нашем сообществе VK мы уже публиковал много фотографий причудливых автобусов, внешне напоминающих Икарусы. Настало время перестать вводить всех в заблуждение и открыть секрет Острова свободы: это были никакие не Икарусы. Принимайте такими, как есть, ведь это
Джирон 22

Междугородняя передка Икаруса на Кубе

Хирон-22 вариант кубинского междугороднего Икаруса

Джирон 17 (чем-то напоминает 266-й Икарус)

Кубинский Икарус на улицах столицы

Джирон Даблдейк (в Лондоне, наверное, начали завидовать!)

Двухэтажный кубинский икарус-переделка под маркой Хирон

А также кубинские железнодорожные вариации Джирона:

Кубинская сборка рельсового Икаруса

Не путайте с рельсовым Икарусом из Европы! Статьи про эти Икарусы есть здесь и здесь.

Икарус-725 проект рельсового автобуса Ganz

Икарус 260 на рельсах проект Mav

Но самый пик Кубинских разработок наступил когда и эти Икарусы износились в хлам. Танки грязи не боятся, решили кубинцы.
КамАЗ-Икарус-Джирон..... на острие инноваций, так сказать

Автобус собранный из частей Икаруса и Камаза на улицах кубинской Гаванны

или КрАЗ

Автобус с элементами Икаруса и Краза на дорогах Кубы

Кстати, последнее чудо с КраЗом имеет даже свое название – Camello (или Camel или, как вы уже догадались сами - Верблюд)!

Вариации на тему Икарусов продолжают появляться, по мере износа всего, что может износиться, но не лишнем будет посмотреть и на "собственные разработки" Джирона с комфортабельным салоном:

Салон Кубинского автобуса собственной сборки

Красные сидения, видимо, для ВИПов, хотя, может быть, просто краски не хватило.
Почитать про Джирон подробнее можно на этой странице.

В Википедии единственная статья про Джирон существует на польском языке.