Утраченная серия Икарусов семейства 400

24.09.2018

Городская 400-я серия была разработана с целью замены двухсотой, но, по стечению обстоятельств, её производство закончилось раньше производства предшественников. Как появилась 400-я серия, узнаем в этом посте. Первая пробная версия 400-й модели была представлена публике в 1979 году. Модель 413.K1 получила двигатель MAN и Советскую гидро-механическую передачу.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Первый 400-й: Икарус - 413.K1

Далее было построено пять экземпляров, представлявших собой поиск технических решений для дальнейшего отбора в производство. Вторая модель 411.K.1 получила мотор Rába D2356 и смещённую к заднему мосту вторую дверь. Данный экземпляр стал площадкой для изучения водительских реакций в различных дорожных условиях, что, в конечном итоге привело к незначительному изменению угла наклона лобового стекла.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Пригородный 411.K1

Третий экспериментальный образец 411.K.2 построили к 1980 году, оснастив мотором Rába D2156. Особенностью этой версии стала, так называемая, «обратная» установка двигателя, предполагавшая передачу крутящего момента через дополнительное устройство. На этой модели, главным образом, опытным путём проверялась жесткость кузова. Позже, получивший ряд повреждений автобус был разобран.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус - 411.K2 1980 года, (фото из архива Икаруса)

Икарус серии 400 - исторический снимок

Тест прочности кузова с переворотом

Четвёртый тестовый экземпляр также получил индекс 411 (411.K.3). Стоит отметить, что этот автобус, как и все опытные Икарусы с индексом 411 не имеют никакого отношения к низкопольному Икарусу-411, продемонстрированному в 1990-х годах, а сами автобусы стали позже индексироваться в соответствии с уровнем пола: 411 – 540 мм., 413 – 630 мм., 415 – 740 мм. Яркий оранжевый автобус был оснащен двигателем MAN и трансмиссией Voith.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Пятый Икарус 400-й серии 415.P.1 с двигателем Rába D2356 и шасси GMP был представлен в 1982 году (позже получил индекс 410 NE, в то же время все предыдущие экземпляры переименовали в 410). Автобус в 1990-х годах переделали в грузовик, и позже, в конце 1990-х превратили обратно в автобус. Автобус был построен практически с нуля, получив внешнее оформление модели 415.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Шестой опытный автобус 411.K.4 представили под коммерческим наименованием Ikarus – 440, что ещё сильнее увеличило путаницу в индексах первоначальных моделей. Автобус оснастили двигателем Rába D12 и автоматической трансмиссией Praga. Обломки этого экземпляра в 2009 году приобрёл частный коллекционер, и, таким образом, только шестой опытный автобус дошёл до нашего времени, в отличие от его, порезанных на метал братьев.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

По результатам испытаний и отчётов водителей именно модель 415 была отобрана для дальнейшего развития всего семейства.

Первые модели 415.00 для испытаний в крупнейших городах Венгрии, снабженные мотором Rába D12 и трансмиссией Praga были построены в к 1984 году. Копия для компании BKV оказалась возвращена на Икарус после пяти лет тестирования, откуда Nógrád Volán купил и использовал этот автобус до 2001(!) года, когда машина уже в сильно изношенном состоянии была окончательно разобрана.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

После нескольких лет службы один из автобусов первой серии, отправленный в округе Баранья, полностью сгорел в 1989 году.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Автобусы новых моделей для Советского Союза традиционно получали индекс «01». Таким образом, Икарус – 415.01 для СССР комплектовался двигателем Rába D12 и Советской автоматической трансмиссией. Первый образец год спустя отправился в Советский Союз на пробные испытания, откуда в 1988 году уехал в город Pécs, где был продан в 1996 году.
Далее автобус отправился в город Isaszeg, где со временем претерпел сильные изменения: задняя стенка вместе с крышкой капота была заменена на современную, установлено двустворчатое лобовое стекло, Советскую ГМП заменили автоматической коробкой передач Praga, а мотор D2156 сменил оригинальный двигатель D12. Единственное, что осталось от Советского прошлого – это кириллический текст на заводской табличке.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Второй экземпляр 415.01 не отправился прямиком в Советский Союз, а подвергся тщательным испытаниям: участие в автокатастрофе, изучение скорости распространения огня в салон при пожаре в моторном отсеке и т.д. После многочисленных тестов автобус был заново перестроен и отправлен на ходовые испытания в Таллинн, где получил не самые лестные отзывы, в основном из-за слабой системы отопления и высоких выбросов сажи в атмосферу. Далее автобус отправился в Липецк, где работал долгое время (как минимум, до 2011 года).

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Двухдверный пригородный прототип с индексом 415.02 (часто упоминаемый, как 415.04) в 1986 году работал на маршруте 100 в Будапеште. Автобус оснастили ручной коробкой передач и мотором D 11. Позже автобус попал в частные руки и был переделан в дом на колёсах.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Для Европейский пассажирских операторов была построена демонстрационная версия 415.03 с двигателем Cummins и автоматической трансмиссией Voith. Автобус долгое время оставался в собственности завода Икарус, и позже был также отправлен в город Pécs, где проработал до 2005 года. По данным на 2011 год автобус вернулся на развозку рабочих в Будапешт.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Подтип 415.04, представленный в 1985 году, с хорошо зарекомендовавшим себя двигателем Rába и трансмиссией Voith в течение недолгого времени работал в Берлине, откуда позже был продан компании Nógrád Volán. Разобран в 2009 году.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Автобусы этого подтипа были также приобретены компанией BKV. Первые автобусы комплектовались двигателями Rába D12, но из-за проблем с блоком цилиндров, большинство автобусов комплектовались моторами D11. В середине 1980-х годов все автобусы партии прошли сквозь ряд серьёзных изменений. Заводские моторы заменили двигателями Daf, трансмиссии Praga – трансмиссиями ZF и Voith. Привычный Икарусный задний мост также заменили на облегчённый ZF. Были также заменены все приборы приборной панели, салон получил новое оформление и новые сидения. Можно сказать, что всю партию автобусов пытались унифицировать с моделями Икарусов поздних серий, которые, всё же, отличались иным дизайном внешнего вида.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

По данным Демократической Республики Конго, Икарус - 415.07 с двигателем Rába D12 и МКПП испытывался в Берлине в течение трех лет. После этого он попал в компанию Volán, где, несмотря на его локализацию, он проработал вплоть до его утилизации.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Чехословацкий рынок был отмечен демонстрационным автобусом Икарус - 415.09 с двигателем Liaz (не путать с Лиаз), приобретённым Nógrád Volán в 1995 году. Трехдверный автобус первоначально использовался для местного движения, затем был реструктурирован, с заменой двигателя на Rába D10, третья дверь исчезла.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Два последних двухдверных прототипа 415.11 были построены для длительных испытаний в г. Пирма (Саксония), по результатам которых двенадцать автобусов были закуплены Немецкими операторами. Один из тестовых образцов 451.11 вернулся на Икарус, откуда, в несколько измененном облике отправился в Казахстан.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Разумеется, традиция создания двухсотой серии уже по умолчанию подразумевала, что в новой серии также появится сочлененная версия автобуса. Первый Ikarus 435, 435.K1, представленный в 1985 году, был построен на основе опыта, полученного от тестовых «коротких» автобусов и предшественника – Икаруса – 284, ведущего своё начало ещё от разработки первой низкопольной городской модели Икаруса – 242.

Автобус с двигателем Rába D12 и автоматической коробкой передач Voith был представлен BKV в 1988 году, и, после ряда выставок 1988 года, направлен в Nógrád Volán.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Второй экземпляр 435-й модели был построен двумя годами позже. От первого экземпляра этот автобус отличался использованием двигателя и некоторых агрегатов Man. Автобус сначала работал в ГДР, затем в Польше, и, в конце концов, в 1995 году оказался в Минске.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

К 1987 году была готова пригородная версия Икаруса – 435. Это был первый автобус 400-й серии, с фарами Hella, что позже станет стандартом для всех Икарусов 400-й серии 90-х годов (ранее, в рамках программы экономической кооперации СЭВ, 400-я серия комплектовалась оптикой, произведённой на заводе ВАЗ в Советском Союзе). Автобус отправился работать в Венгерский город Nyíregyháza, где длительное время возил пассажиров на коротких междугородных маршрутах. К середине 90-х годов его эксплуатация была прекращена из-за нехватки запчастей (! Для Икаруса в Венгрии!). Спустя несколько лет, когда автобус, лишённый двигателя, уже буквально врос в землю, его приобрела местная строительная компания, которая постепенно восстановила уникальную машину, правда с использованием агрегатов, крайне далёких от оригинала.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

В 1988 году появился следующий экземпляр новой «гармошки», по прежнему с фарами производства ВАЗа, подготовленный, кстати, для СССР (модель 435.P2). В 1990 году автобус оказался в Таллинне, откуда, шесть лет спустя отправился в Сибирскую ссылку в Ангарск.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Пятый 435-й разработали для компании BKV. Как и второй экземпляр (435.02), этот автобус оснастили двигателем Rába D2156. Машина успела засветиться на фестивале «75 лет автобусному движению в Будапеште», а в 1995 году уехала на постоянное место работы в Венгерский город Шальготарьян.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Также в 1988 году была представлена демонстрационная версия автобуса на агрегатах Liaz (опять же, не путайте с Советским Лиазом) – Икарус - 435.05 для Чехословакии, которую отправили в Карловы Вары в 1993 году. После семи лет службы, в 2000 году автобус был выведен из эксплуатации и порезан на металл.

Икарус серии 400 - исторический снимок

В рамках попыток серийного производства 435-х Икарусов, в 1992 году был разработан особенный Икарус – 435TD, сочетающий в себе преимущества и автобуса, и троллейбуса (об этом выйдет отдельный пост).

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Заслуживает также внимания второй Икарус на фото выше – праворульная модель 1994 года Икарус - 435.90. Трехдверный, снабженный кондиционером воздуха автобус оказался не нужным ни одной стране, и позже был переделан в «домашнюю» версию с левым расположением руля, оставшись работать в городе Секешфехервар.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Таким образом, одна из моделей 435.05 осталась в Карловых Варах, небольшая серия с двигателем MAN и новым оформлением передка была продана Польше, Словакии и Чехии. Для Греции в 1995 году продемонстрирован Икарус - 435,05А, который в конечном итоге, вместо Афин, отправился в Санкт-Петербург в январе 1996 года. В 2011 году машина была выведена из эксплуатации.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

На рубеже тысячелетий семейство 400 претерпело ряд изменений внешнего вида, сводящегося, в основном, к обновлению передней и задней панелей автобуса. Для версии 435 1997-го года был выбран мотор DAF GS200M. Автобус с обновлённой скруглённой «мордой» приобрёл в 2001 году концерн VT-Transman, который использовал машину для развозки сотрудников. В настоящее время автобус хранится в помещении компании.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

Одной из последних версий 400-й серии стала версия на газе – Икарус - 435.20G, созданный в 2002-м году. После ряда тестов в Тунисе автобус в 2005 году вернулся домой, где год спустя его приобрела фирма Alba Volán уже переделанным в дизельную версию.

Икарус серии 400 - исторический снимок

Икарус серии 400 - исторический снимок

При использзовании ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.