Лаз «Украина-73» - Советский автобус-суперлюкс и единственный конкурент Икаруса!

10.01.2021

Многие фотографии, опубликованные в этой статье, вы увидите впервые. Ранее эти снимки являлись частью архива Львовского автобусного завода, а позже были сохранены только благодаря воле и стараниям одного человека.

Когда в 1970-х годах двадцатого века автобусы семейства Икарус-250 стали завоёвывать все туристические и междугородные маршруты, прямых конкурентов Венгерскому лайнеру в СССР не оказалось.

Семейство автобусов ЛАЗ-697, в частности модели «Е» и «М» заметно уступали Икарусу-250 как в динамических показателях, так и в уровне комфорта для пассажиров. Попытки создать собственную версию серийного междугороднего туристического автобуса ЛАЗ-699А с пневматической подвеской колёс и фонарём над лобовыми стёклами как у ранних Икарусов также не закончились успешно, несмотря на Гран-при на выставке в Ницце в 1967-м году.

Тот самый "выставочный" ЛАЗ-699А

Стоит сказать, что Гран-При получил не сам ЛАЗ-699А, а Советская экспозиция, в которую помимо 699-го ЛАЗа демонстрировались также экспериментальный ЗиЛ-118 «Юность» и созданный в единственном экземпляре ЛАЗ «Украина-67». Этот харизматичный Львовский автобус отличался авангардным, даже футуристичным на тот момент дизайном экстерьера, и обладал достаточно высоким уровнем комфорта.

Яркий и необычный ЛАЗ "Украина-67"

Так сложилось, что именно ЛАЗовская серия автобусов под общим названием «Украина», автобусы которой с 1967 года появлялись каждую пару лет, была призвана продемонстрировать лучшие и новейшие достижения в области создания автобусов в СССР, превратилась в своеобразную витрину Советской автобусной промышленности. К сожалению, практически все автобусы серии «Украина» были созданы в единственном экземпляре, а до пассажиров доходили лишь их упрощённые версии, которые и запомнились со всеми своими плюсами и минусами.

Концепты серии «Украина» по большей части так и остались недоступными для Советских пассажиров, уходя за дальние рубежи сборочных цехов Львовского завода с целью дальнейшей модернизации. Так было практически со всеми ЛАЗами серии Украина, за исключением героя этой статьи – автобуса ЛАЗ-699Д «Украина», получившем известность как ЛАЗ «Украина-73».

Советский междугородный автобус-люкс ЛАЗ "Украина-73"

Если автобусы «Украина» ранних серий действительно можно назвать выставочными концептами, то ЛАЗ «Украина-71» и ЛАЗ «Украина-73» могли стать вполне «земными» машинами для серийного производства. В отличие от «Украин» 1 и 2, 67 и 69, в версиях 71 и 73 уже безошибочно определялся ЛАЗ, с узнаваемыми чертами будущих 699Н и 699Р.

ЛАЗ "Украина-73" (справа) хоть и сохранил узнаваемое лицо, всё же выделяется размером. Фото архива ЛАЗа предоставил Вадим Навроцкий

Автобус ЛАЗ «Украина-1» знаком многим из нас по фильму «Королева бензоколнки». Этот десятиметровый автобус, оснащённый двигателем ЗиЛ-130 (150 л.с.) и пятиступенчатой коробкой передач, отличной от агрегатов, устанавливаемых на серийные ЛАЗ-697, был рассчитан на перевозку 36 пассажиров.

Кадр из фильма "Королева бензоколонки", 1962 г.

Спустя два месяца на ЛАЗе построили «Украину-2», отличавшуюся наличием буфета, гардероба и туалета и ещё больше похожую на Икарус-303, созданный ещё в 1959 году.

ЛАЗ "Украина-2"



Икарус-303

Упоминавшийся выше ЛАЗ «Украина-67», и его изменённая версия «Украина-69» также не стали серийными автобусами, подобно метеорам промелькнув на Международной автобусной неделе в Ницце.

ЛАЗ "Украина-69" с менее бросской, в отличие от своего предшественника внешностью

К 1971 году ЛАЗ представил модель «Украина-71», действительно совершенную в плане комфорта для пассажиров (гардероб, туалет, два телевизора, магнитофон и прочие удобства), которых этот автобус так никогда и не возил. Исключение составляли лишь демонстрационные поездки, нечастое обслуживание высокопоставленных лиц и.... пожалуй, всё.

ЛАЗ "Украина-71". Оригинальный снимок тех лет.

Вместе с тем автобус по-прежнему комплектовался карбюраторным двигателем ЗиЛ, считавшимся уже тогда недостаточно мощным для большого междугороднего автобуса.

Позже, почти через семь лет, концепция «Украины-71» частично материализуется в серийном автобусе ЛАЗ-699Р. А ещё позже, благодаря личной увлечённости и энтузиазму человека по имени Вадим Навроцкий, с одним из ЛАЗ-699Р произойдёт обратный процесс: Вадим построил свою реплику «Украины-71» из сохранившегося экземпляра «обычного» автобуса.

ЛАЗ "Украина-71", воссозданный из близкого родственника и несгибаемого намерения владельца вернуть автобусный шедевр.

Вадим Навроцкий - человек, благодаря которому мы по сей день можем увидеть те редчайшие материалы архива ЛАЗа, которые могли быть утраченными в сумрачные годы, человек, который сохранил и отреставрировал несколько редчайших автобусов, который организовыват слёты и фестивали любителей и специалистов со всего бывшего СССР.

На Драйве Вадима вы найдёте ещё много интересного, в том числе историю об уникальном ЛАЗе-697М. который находится сейчас в превосходном состоянии, а также огромное количество интересных историй из жизни человека-владельца редких ЛАЗов прошлого, истинного фаната своего дела.
Именно Вадим предоставил большую часть фотоматериала данной статьи, обеспечив таким образом возможность всем нашим читателям увидеть ранее нигде не опубликованные снимки автобуса ЛАЗ «Украина-73».

Главный герой статьи, Советский междугородный лайнер ЛАЗ «Украине-73», предстал перед широкой публикой в 1973 году, о чём нетрудно догадаться по индексу модели.

ЛАЗ «Украина-73» в известной степени можно было бы назвать гордостью отечественной автобусной промышленности.
Начать техническое описание данной модели стоит с …. кузова, который стал длиннее, чем у всех остальных ЛАЗов, почти достигнув Икарусных Апполоновских двенадцати метров. Поскольку в данном случае речь шла об оснащении автобуса дизельным двигателем ЯМЗ-740 (будущий КамАЗ-740), более тяжёлым, чем ЗиЛовский мотор, то задняя часть автобуса была существенно переработана и усилена. Кроме того, предполагавшийся для международной эксплуатации автобус должен был соответствовать международным стандартам безопасности, которые на «Украине-73» привели к созданию полутораэтажной модели, подняв уровень пассажирского салона, над большими багажными отсеками.

Фактически это был совершенно другой автобус с лицом от классического ЛАЗа. На схеме автобуса можно увидеть, как ЛАЗовская морда переходит в «тело» большого автобуса.

Фото из прекрасной книги "Автобусы из города Льва". Автор - Александр Ковальчук. Для заказа книги напишите автору на почту LTKABY61@mail.ru

В живую всё выглядело точно также: знакомое лицо ЛАЗа и совсем незнакомый автобус с принципиально иным кузовом!

На обоих фотографиях заметен совсем неплавный переход от традиционной ЛАЗовской передней части кновому кузову автобуса.

Объясняется такое спорное с точки зрения дизайна решение тем, что «Украина-73» должен был стать серийным, как минимум. Мелкосерийным автобусом-люксом. Соответственно кузовные штампы со сложными изгибами менять не стали, а лицо автобуса осталось узнаваемым.

ЛАЗ "Украина-73" (слева) выделяется своим "переходом" к большим размерам.

К сожалению предполагавшийся к моменту сборки лайнера дизельный двигатель ЯМЗ-740 автобус так и не получил, поэтому изначально в автобусе стоял карбюраторный мотор ЗиЛ-375, а сам моторный отсек имел механизм, похожий на моторную рампу Икаруса-55, позволяющую сравнительно быстро заменить мотор. «Украина-73» ждал свой дизель, а начальные испытания автобуса показали недостаточную динамику с мотором ЗиЛа. Позже новый автобус всё-таки получил ЯМЗ-740, что сделало его первым Советским дизельным междугородным автобусом и пневматической подвеской колёс.

Моторный отсек

Пятиступенчатая коробка передач (типа ЯМЗ), двухдисковое сцепление с пневмоусилителем и рулевое управление с МАЗовским механизмом и КрАЗовским гидроусилителем обеспечивали комфортную работу за рулём этого длинного автобуса.
Кстати сказать, лобовые стёкла хоть и остались похожими на лобовые стёкла серийных ЛАЗов, но не были с ними взаимозаменяемы. ЛАЗ «Украина-73» получил стёкла в 1,6 мметра ширина (у ЛАЗ-699Р – 1,3 метра).

Обратите внимание на внутреннюю обивку двери и встроенную пепельницу очень знакомого типа

Для нового, заметно потяжелевшего автобуса потребовались шины увеличенного по сравнению с серийными машинами размера. Редкие архивные фото ЛАЗа подсказывают нам что-то о достаточно хорошей проходимости автобуса в любое время года.

Хотя, может быть, и не всегда

В течение длительного времени на концептуальных ЛАЗах под брендом «Украина» эволюционно развивался не только экстерьер, но и интерьер автобусов. Ранние ЛАЗы-699А не особо выделялись в плане комфорта и уюта, хотя для середины 1960-х годов и это выглядело неплохо.

Салон автобуса ЛАЗ-699А

В варианте «Украина-71» салон уже выдавал будущие черты модели ЛАЗ-699Р, и в то же время сохранял фирменные ЛАЗовские жалюзи над лобовыми стеклами и голый металл внутри с телевизорами и другими опциями. Вот такой вот Советский «люкс» 1971 года. Оцените пепельницы в спинках и принцип устройства багажного пространства и вентиляционных шахт над головами пассажиров! Кто там говорил, что «хочу быть Икарусом», это ЛАЗ-4202!!!!???? Вот настоящий ХБИ, вот кто хотел быть Икарусом, причём Икарусом-250, скорее всего. Вспомните расположение сервисных блоков надо головами пассажиров Икаруса, и сравните с этим автобусом! А ещё обратите внимание на ролло-шторы над окнами! Привет дружественной Венгрии!

Салон автобуса ЛАЗ "Украина-71" Оригинальный снимок тех лет.

Теперь перейдём в салон нашего героя, который очень напоминает салон Советских авиалайнеров тех лет!

Роскошные сидения автобуса ЛАЗ "Украина-73" позволяли с комфортом авиасалона первого класса разместиться даже самым требовательным пассажирам!

Бросаются в глаза почти кожаные кресла увеличенного размера, и совсем иное оформление системы индивидуального освещения и вентиляции, что было учтено при создании модели ЛАЗ-699Р. Шаг сидений также был сопоставим с шагом сидений некоторых самолётов в салоне первого класса того времени и составлял 85 сантиметров.
В автобусе были установлены два телевизора, один из которых крепился на оригинальной выдвижной конструкции. Похожее решение применялось при установке салонных телевизоров в Европейских автобусах до появления тонких экранов, складывающихся в потолок.

В бытовом отсеке в задней части салона размещались небольшая кухня с газовой плитой, кофеваркой и холодильником, бар-буфет с небольшим столом на шесть человек, просторный гардероб и туалет в отдельном блоке. Вход в туалет осуществлялся со второй ступеньки задней двери, примерно так же, как осуществляется вход в туалет из ступенек средней или задней двери современных автобусов.

Вход в бытовой отсек. Слева - туалетная комната, справа - гардероб, прямо видна барная стойка. Снова обратите внимание на внутренюю обивку!

Для каждого пассажира обеспечивались индивидуальное освещение и вентиляция, которая, в отличие от предыдущего ЛАЗа «Украина-71», подавала действительно холодный воздух. Лаз «Украина-73» был оснащён системой кондиционирования воздуха “Freeturbo-BUS BM-15”. Даже серийные Икарусы того времени, поставлявшиеся в СССР, не имели таких опций.
Для работы в зимнее время года автобус имел две независимые друг от друга отопительные системы: стандартное калориферное отопление от двигателя и отопительная система OB-95, раздававшая тепло по каналам вдоль боковых стен автобуса, препятствуя внутреннему запотеванию окон.

Кондиционер на корме автобуса и решетка забора воздуха хорошо видны на этом снимке.

Сзади автобус был совсем не похож на "традиционный" ЛАЗ

Автоматическая передняя дверь из двух раздвигающихся створок также является визитной карточкой этого автобуса. Из всех остальных моделей ЛАЗа шестьсот девяносто какой-то серии, автоматические двери будут только на автобусах ЛАЗ-695 всех версий.

Двери раздвигались в сторону двумя половинками. Угадайте, какая ещё марка автобуса активно применяла такое решение в те далёкие года?

Характерно, что при общих размерах, сопоставимых с Икарусом 250-го типа, ЛАЗ «Украина-73» был рассчитан на комфортное путешествие всего лишь 34 пассажиров (для сравнения ЛАЗ-697 любых версий при длине чуть более девяти метров также брал на борт 33+1 человека, а ЛАЗ-699 при длине в 10 с половиной метров – 43+1 человека). Такая скромная вместимость флагмана Советских автобусов того времени была обусловлена не столько большим шагом сидений и просторным бытовым отсеком в задней части автобуса, сколько действовавшими ещё в 1960-е годы нормативами комплектования туристических групп, состоявших, как полагалось тогда не более, чем из тридцати человек.

Вот здесь и начались первые проблемы. Эти нормативы по-прежнему сохранялись в туристической сфере, но уже ушли в прошлое в транспортное сфере Советского Союза, где на первый план выходили такие показатели, как эффективность перевозки, выражавшаяся в количестве посадочных мест и затраченных «человеко-часах».

Тем не менее, ЛАЗ «Украина-73» с успехом демонстрировался на различных выставках, в том числе экспонировался на ВДНХ в 1973-м году. Именно фото с той самой выставки достижений народного хозяйства и стало на какое-то время одним из самых популярных фото этого автобуса, появившись ещё в книге Л.М. Шугурова «Автомобили страны советов».

Фото из книги "Автомобили страны советов"

В течение 1973 года автобус продолжал выставляться на всевозможных мероприятиях, привлекая внимание Советских и иностранных пассажиров, специалистов и просто знатоков, невольно сравнивающих ЛАЗ «Украина-73» с доминирующим в то время Икарусом-250.12.

В наши дни с этим автобусом точно делали бы селфи!

Разумеется, сравнение – дело неблагодарное и недопустимое в профессиональной среде. ЛАЗ «Украина-73» предполагался для тех же самых задач, для которых в нашу страну в больших количествах завозились Икарусы-люксы, и соответственно, имел такой же, а в некоторых случаях даже больший набор опций и удобств. Однако, насколько знакомой выглядит дизайн приборной панели «Украины-73», если мы посмотрим на неё сюда:

А потом сюда, в Икарус!

В Мае 1975 года в популярнейшем в Советском Союзе журнале «За Рулём» вышел небольшой материал, посвящённый новому автобусу, который вы можете прочитать прямо здесь, прямо сейчас.

Материал из журнала "За рулём", 1975 год.

Несмотря на успешную демонстрацию, речи о серийном производстве автобуса ЛАЗ «Украина-73» так и не шло. После своих многочисленных звездных часов, автобус был передан в один из санаториев Ивано-Франковска, где ему…. убрали всё то, что делало этот самый автобус таким непохожим на другие ЛАЗы: демонтировали туалет, буфет и кухню, просто добавив количество сидений от других автобусов.
Ниже представлена фотография этого славного лайнера, сделанная в 1979-м году, предположительно – последняя фотография.

ЛАЗ "Украина-73", 1979 год.

На одном из популярных сайтов есть страница, посвящённая автобусу ЛАЗ «Украина-73», а это фото числится в разделе «опытные автобусы» ЛАЗа. Эту неточность необходимо исправить.

Скриншот

ЛАЗ «Украина-73» действительно был отправлен на службу «народному хозяйству», и на представленном выше снимке он выглядел действительно хуже, чем в годы своей премьеры: видно, что машина уже не так хорошо держала воздух, что фирменные колёсные колпаки «Украины-73» заменены на обычные ЛАЗовские, и, главное, видно, что там, где начинается бытовой отсек (пятое окно), установлены сидения. Но это по-прежнему был тот самый, уникальный ЛАЗ «Украина-73», который стал бы украшением любой современной выставки ретро-автобусов, который был украшением и гордостью СССР, призванный показать, что мы тоже можем, который…. в том же году попал в аварию с возгоранием, и немного позже был распилен на куски.

Вот так закончилась история самого прогрессивного на момент своего создания Советского междугороднего автобуса.

Концепция предшественника героя данной статьи, автобуса ЛАЗ «Украина-71» стала основой для разработки ставшего серийным семейства междугородных автобусов ЛАЗ-699Р. На модели ЛАЗ-699Н останавливаться не стоит, поскольку этот автобус хоть и производился небольшими серийными партиями, но являлся, как принято было говорить в Советском Союзе «переходной моделью» и представлял, по сути, увеличенный на длину одной секции автобус ЛАЗ-697Н, также имевший вторую дверь в свесе. Кроме сидений с откидывающимися спинками и багажными сетчатыми полками над головами пассажиров, этот автобус не оснащался никакими дополнительными опциями…. Хотя в качестве опции можно было выделить форточки в окнах, которых так не хватало на ЛАЗ-699Р.

ЛАЗ-699Н, несмотря на свой аскетизм, редкая, практически исчезнувшая, но желанная модель для любого авто-музея

Именно производившийся с 1978 года ЛАЗ-699Р должен был стать частичным отражением идеи Советского Люкса, заложенной ещё в «Украину-71». Старожилы ЛАЗа рассказывали, что ЛАЗ-699Р предполагалось по умолчанию оснащать кондиционерами воздуха, поэтому окна автобуса и не имели форточек. В итоге, кондиционер ЛАЗу-699Р так и не поставили, а форточки вернуть забыли, ограничившись лишь системой принудительного индивидуального обдува, отчего, по воспоминаниям некоторых пассажиров, в жаркую погоду в этом автобусе можно было превратиться в куру-гриль.

ЛАЗ-699Р, фото Андрея Принцева

Многие наработки, реализованные при создании нашего героя, нашли своё.... вот здесь хочется написать «дальнейшее развитие», но, в реальности – разовое применение в проекте ЛАЗа под названием «Карпаты».

ЛАЗ-5255 "Карпаты", так и не ставший серийной моделью.

Про эти автобусы, с кондиционерами, телевизорами, самолётными креслами и дизельным мотором КамАЗ-740 сняли даже выпуск новостей, однако дальше сборки штучных экземпляров дело не дошло. Двадцать первый век ЛАЗ встретил всё с теми же устаревшими моделями 695 и 699, а ЛАЗ «Украина-73» так и остался несбывшейся мечтой о собственном междугороднем лайнере люкс класса.

Автор статьи благодарит Вадима Навроцкого за помощь в нахождении фотоматериалов, за предоставление собственных фотографий и за сохранение фотоархива ЛАЗа в целом.

При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.