Самый первый городской автобус ЛАЗ-4202 с автоматической коробкой передач и дизелем Камаз

17.11.2015

Недавно нашел интересную подборку продукта времен советской осени – ЛАЗ 4202 (опубликовал K.Mishin). Не ЛАЗ 42021, которые до сих пор встречается в городах, где время не меняется, а именно 4202.

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

Для исключительных икарусников и тех, кто не в теме, стоит сказать, что на протяжении всей истории послевоенного советского автобусостроения в СССР пытались скрутить собственный городской автобус. Причем попытки эти предпринимались еще со времен ЗиС-154 или даже НАТИ-А (1930-е гг.), но дальше мелких серий или опытных образцов дело почему-то не двигалось. В случае с ЗиС предпочтение отдали ущербному ЗиС-155, эволюционировавшему до ЛиАЗ-158.
К концу 70-х, началу 80-х годов 20 века в СССР доминировал Икарус. Единственным советским городским автобусом большого класса по-прежнему оставался Луноход ЛиАЗ-677, хотя все понимали, что поезд уже ушел далеко вперед. Это сейчас 677-й вызывает ностальгические улыбки и восторги публики, а в то время водители ебались с этим ЛиАЗом больше, чем с собственными женами, и термин «скотовоз» встречался чаще современных прозвищ.
Даже по меркам 80-х годов ЛиАЗ-677 являлся пережитком прошлого, а новые модели по прежнему проходили согласования, испытания, уточнения, обсуждения и прочую хуету, свойственную советской малоподвижной экономике.

В 1981 году «Краткий автомобильный справочник» издательства НИИАТ добавил страничку с моделью ЛАЗ-4202 и вот этой картинкой:

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

Это был первый советский городской автобус, на котором все таки додумались убрать мотор из морды в хвост, первый автобус с широкой (1200 мм.) и настоящей передней дверью, трехрядной планировкой сидений, автоматической коробкой и дизелем. Не автобус, а мечта! Было ли это «заходом на Икарус» или просто попыткой реализовать накопленные за 30 лет наработки, сказать не могу, но на смену восторженным анонсам журнала «За рулем» и отдельным статьям в автомобильных справочниках вскрылись недостатки, обнаруживавшие всю порочность конструкции. Не рассчитанный на работу в городских условиях дизель, выходящая из строя электросистема, неэффективное отопление и ушатывающийся в хлам за пару лет кузов не раз заставляли эксплуатационников посылать на хуй львовских инженеров. Икарус по-прежнему рулил, и где-то подруливал ЛиАЗ. ЛАЗ промахнулся, и быстро попытался исправить ошибки в виде выкидыша 42021, которого в большинстве случаев ставили на пригород. Именно этот автобус сегодня постят под маркой ЛАЗ-4202 не понимающие ни хуя любители ретро техники. У него другая планировка сидений, немного измененные внешние очертания и ручная КПП.
На найденных фото именно городской ЛАЗ-4202, который лично мне, как ценителю автобусного транспорта дорог за его накопительную площадку в центре напротив средней двери и черные поручни с перегородками,

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

за его трехрядную планировку сидений с кассой в салоне,

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

за его панель приборов с четырьмя кнопками «АКПП»,

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

за отсутствие магнитолы, тахографа и цифровых датчиков, за камазовский «рубильник» под рулем,

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

за его оригинальную морду без пародийной львовской буквы Л в круге

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

за его отличную от 42021 заднюю часть с маленькими капотом и иными задними фонарями.

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

На цветном фото 1990 года уже ЛАЗ-42021 в типичной темно-оранжевой окраске на улицах одного из городов Псковской области (стоит на остановке).

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

В годы затянувшейся советской осени это была попытка сказать, что мы могли сделать что-то для людей, что-то кроме лучших ракет, автоматов и танков, что-то лучше, чем ЛиАЗ-677. Оказалось, не могли. Проект ЛАЗ-4202 развалился, его модификация ЛАЗ-42021 еще какое-то время повозил народ "по кустам", позже сам став теплицей для кустов,

Настоящий Лаз-4202 Советский автобус с АКППе

Это фото отнюдь не после аварии, как можно подумать. Это образец того, что происодило с кузовами первых ЛАЗ-4202 после двух-трёх лет интенсивной работы на городских маршрутах.

и только Икарус вплоть до сегодняшних дней сохранил память об истории советского автобуса, будучи совсем не советским.

Полная подборка фото разрушенного настоящего ЛАЗ-4202 здесь. При любом полном или частичном воспроизведении материала статьи ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!