Ikarus и Csepel? Реклама в давние времена

28.09.2018

После Второй мировой войны в тяжелой промышленности в Венгрии произошли значительные перемены. Смена политического курса в сторону и под неусыпным присмотром СССР привела к изменениям в экономике страны. Большинство некогда частных компаний были национализированы, как, например, частная фабрика Uhri, которая продолжила работать под новым брендом «Икарус». Некогда известное Венгерское производство General Mechanical Machinery Factory было также поглощено государством, разумеется, во благо и по воле народа. На какое-то время производство собственных грузовых автомобилей и автобусов оказалось сведенным к минимуму. Оживление в сфере машиностроения возникло в шестидесятых годах, когда завод Rába получил лицензию концерна Man, и смог «вписаться» в новый производственный цикл. Разработкой новых грузовиков малого и среднего размера занялся исключительно Чепель (Csepel Automobile Factory), подтверждая узкую специализацию предприятий в плановой экономической системе.

Реклама марки Икарус во времена СССР

Реклама марки Икарус во времена СССР

В течение почти двух десятилетий Икарус и Чепель наслаждались монополией на внутреннем рынке, притом, что у Чепеля постоянно появлялись конкуренты из государств СЭВ, чего не скажешь об Икарусе. Зародившаяся и укрепившаяся к семидесятым годам монополия на производство хороших, по меркам социалистических стран автобусов, не встречала конкуренции ни из стран Восточной Европы, ни из СССР. В отличие от стран враждебного Запада, ни Икарус, ни Чепель особенно не нуждались в рекламных роликах, брошюрах и иной полиграфической продукции, свойственной естественной конкуренции на рынке капиталистического мира. Теме не менее, ведущие экономические производства стран СЭВ никогда не оставляли попыток проникновения на прогнивший капиталистический рынок, в котором без рекламы хрен чего продашь. Соответственно, рекламные буклеты, листовки и брошюры были просто необходимы.

Реклама марки Икарус во времена СССР

Реклама марки Икарус во времена СССР

И Икарус, и Чепель производили большое количество рекламных лифлетов и брошюр, как правило, переведенных на языки стран экспорта. Сбытом или, как бы сказали сегодня, экспортным диллерством в Венгрии занималась, как и положено в плановой экономике, только одна компания – Mogurt (Это такой Венгерский вариант Советского автоэкспорта). Если ранние плакаты шестидесятых годов создавались явно под влиянием Американского дизайна рекламных постеров, то плакаты уже поздних шестидесятых, ранних семидесятых годов, пошли по пути Советского минимализма. Рекламная листовка часто содержала лишь одно фото рекламируемого транспорта и таблицу с техническими характеристиками. Особенно часто данную дизайн-концепцию применял Чепель, распространявший свою рекламу на международных выставках, публика которой, как считали тогда, была не особенно требовательная к качеству листовок и брошюр. Икарус на фоне Чепеля выглядел более прогрессивным, сделав свою продукцию не просто надёжной, но и внешне привлекательной, стараясь превратить собственную марку в символ страны. Уже к концу шестидесятых годов появилось огромное количество карманных календариков, календарей и плакатов, изображающих Венгерские автобусы на фоне живописных пейзажей, местных достопримечательностей и, обязательно, довольных улыбок пассажиров.

Реклама марки Икарус во времена СССР

Если Чепель, как производитель грузовиков и комплектующих, со временем перестал уделять внимание массовой рекламе, то Икарус, не смотря на плановую экономику и директивный порядок распределения продукции, продолжал создавать значки, карточки-календари, вымпелы, плакаты, что, впоследствии, обусловило феноменальную популярность Икаруса среди широкого круга любителей во многих странах. Икарус стал легко узнаваем в рисунках любого качества и стиля.

Реклама марки Икарус во времена СССР

Когда-то Чпель тоже рекламировал лучшее, что мог производить

Реклама марки Икарус во времена СССР

Рекламная брошюра Икаруса 620 от Mogurt

Реклама марки Икарус во времена СССР

Ранний «Американский» стиль постера от Чепеля

Реклама марки Икарус во времена СССР

Естественно, популяризация марки Икарус не могла обойти стороной его многочисленное присутствие на почтовых марках

Реклама марки Икарус во времена СССР

При использзовании ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.