Икарус из песчаного Туниса

31.05.2020

География распространения автобусов марки Икаруса была в своё время достаточно широкой. Не только Венгрия и СССР, но и страны Западной и Восточной Европы, Латинская Америка и даже США – Икарус присутствовал на всех континентах, кроме Антарктиды!

В каждом случае Икарус старался предложить решения с учётом специфики страны-импортёра. Мы уже писали про оригинальные модели 216 и 247, немножко про Кубинские Икарусы и про особенные концепты, никогда не ставшие серийными.

В этой статье речь пойдёт об….. Африке, точнее, об особенной модели для одной из самых экзотических стран Африки – Туниса.

Когда в среде современных любителей Икарусов упоминается модель 283, то часто можно встретить ассоциации с Екатеринбургом и КАвЗом.

Действительно, судьба модели 283 достаточно причудлива, как и территория его распространения. Екатеринбург несомненно стал маленьким заповедником модели 283, благодаря его сборочному производству на территории России. Ещё в середине 1990-х годов, когда автобусное хозяйство России уже вступило в фазу длительного упадка, Международный банк реконструкции и развития выделил тогда огромный кредит на производство Икарусов в Кургане, о чём рассказывается в этой вырезке из журнала «За рулём».

Журнал "За Рулём". Ноябрь 1997 г.

Разумеется, получивший собственный индекс Курганский Икарус-283.10 был не первым автобусом этой модели, представленной, как перспективная замена 280-й серии. Еще за пару лет до этого в Россию прямо из Венгрии было отправлено небольшое количество Икарусов 283.00, внешне и технически несколько отличавшихся от Курганских «версий».

Один из таких экземпляров дошёл до наших дней, и сейчас периодически демонстрируется в Санкт-Петербурге, как выставочный экземпляр.
В Венгрии осталось небольшое (или ничтожно малое) количество машин, особенно в сравнении с масштабами производства модели 280.

Ретро-Парад, 2018 г. Санкт-Петербург

Сегодня в сети можно найти большое количество информации про Икраус-283, однако, к сожалению, нет никакой информации об Икарусах-283 из Санкт-Петербурга, и о модели, в которой вряд ли с первого раза можно узнать Икарус – Ikarus Stia 283.

Источник фото - https://www.flickr.com/photos/32322040@N06/44606509695

Североафриканская фирма La Société Tunisienne d'Industrie Automobile STIA (Штиа) уже продолжительное время собирала автобусы из Европейских машинокомплектов, нередко оснащая их собственными кузовными панелями. В различные периоды своей истории STIA являлось и сборочной площадкой для автогигантов, и оплотом рабочего движения с перспективными намерениями стать отдельным предприятием разработчиком (естественно, это всё покрылось прахом, как и любые намерения, рождённые в коммунистических бунтах), и демонстрационным образцом большого приватизационного процесса 1980-х и 1990-х годов.

Икарус начал ездить в Тунисе в 1977 году, экспортируя модель 280.07. С 1982 года регулярно поставлялась модель Икарус-280.34 в трехдверной версии, а последний Икарус серии 280 был отправлен в Тунис в 2008 году.
Если в ранние годы STIA просто собирала Икарусы 200-й серии из готовых комплектов, то, в случае с моделью 283 была предпринята попытка создать «свой» автобус на шасси Икаруса. Естественно, «своего» там было только внешняя часть, и даже в этом случае Икарус предлагал так называемые интегральные производственные решения.

Источник фото - https://imhd.sk/transport/gallery-media/galleries-search/21300/15-340264-6021?&ref=transport%2Fgallery%2Fvyhladavanie%3Fghe%3D1&ghe=1&ghg=

Суть этих «интегральных решений» сводилась к тому, что, если вы, на месте заказчика, вдруг решили создать свою внешность Икарусу, то на Икарусе могли помочь с разработкой вашего концепта, и, в буквальном смысле, указать, куда, что и как лучше поставить и прикрутить.

В одной из последних рекламных брошюр Икаруса модель STIA 283 преподносится, как яркий пример универсальности подхода поставщика, абсолютно свободного выбора заказчика и полной технической поддержки, в случае, если заказчик решить “локализовать» внешность Икаруса.

Скачайть брошюру полностью можно здесь.

Ikarus Stia 283 оснащались турбодизелем D10 (ничего особенного, на самом деле), а также автоматической 4-ступенчатой коробкой или стандартной, ZF-вской.
Внутри автобус был всё тем же Икарусом с классической городской приборной панелью поздних двухсотых.

Источник фото - https://www.flickriver.com/photos/32322040@N06/45719390921/

На более привычные для нас Икарусы на ближнем востоке тоже лепили марку STIA, правда, с моделью оригинала не всегда получалось угадать.

Видно, что это точно не 260. Источник фото - http://busglobe.com/picture/6284

Характерной особенностью работы на таком сочленённом автобусе в Африке стало использование дверей, что, кстати, объясняет, почему даже в сочленённых версиях для Туниса дверей всегда было только три или две, но никогда не четыре. Задняя дверь использовалась для входа пассажиров, средняя дверь – для выхода, а передняя, как правило, исключительно для вентиляции водителя.

Ikarus STIA 280. Источник фото - http://www.bus-planet.com/bus/pictures/Tunesie/JN-0249-02a.html

Обладая харизматичной и исключительно ближневосточной внешностью с отдалёнными Штатовскими чертами, эти «Икарусы» идеально вписывались в пейзаж Северной Африки.

Источник фото - https://www.flickr.com/photos/seifracing/49945077447/in/photolist-2cpyjk4-2aXJ2gn-2cE4Q5H-2j6tzsX-25RMmmB-2b42Kru-NTPLNM-QwgpWS-NTPQ4K-NTPLJD-NTPPak-qFFpVE-4TxS1y-LpxKsR-Dmbrzb-rNnN2g-rKxDng-Mfq8ak-qPzB27-rJqRD1-rGgj9w-rrXXBm-LwsKtp-vWC2f5-F31M6c-w7ziDJ-rJrA2h-w7zyof-rHt7A6-wovVVN-qPAwh5-rvNRjf-tMWPg9-yW6BJy-qRz5h8-rvNzUq-qNQHr6-qRo5uL-xBZiQa-EPNAzM-rris3K-rLA6it-qNCdAq-rvULAz-rqd43n

Источник фото - http://busglobe.com/picture/6292

Вот такой необычный парк Икарусов можно до сих пор увидеть, путешествуя по ближнему Востоку. Кто сказал, что за Икарусами надо в Венгрию? Добро пожаловать в Тунис!

Источник фото - https://imhd.sk/transport/gallery-media/galleries-search/40213/5077-6009-6013-6021?&ref=transport%2Fgallery%2Fsearch%3Fghe%3D5077&ghe=5077&ghg=

Версия Икаруса 283, получившая индекс 283.20 до сих пор встречается в Тунисе. Удивительно, что сайт компании настолько старый, что Икарус 283.20 до сих пор находится в списке продукции http://www.stia.com.tn/englishversion/produit/autocar/articule28320.htm.

Всего с 1997 по 2004 годы было построено 435 штук автобусов модели Икарус 283 STIA различной компоновки.

Источник фото - http://bacok-blog.blogspot.com/2011/03/ikarus-283.html

В следующий раз, когда в посткоронавирусную эпоху вы отправитесь в путешествие в Тунис, присмотритесь не только к местным верблюдам, но и к автобусам. Вдруг вам попадётся спрятавшийся под маской STIA Икарус-283!

Источник фото - https://imhd.sk/pb/galeria-media/2935/ikarus-stia-283/70062/Ikarus-STIA-283-20-na-stanici-v-Midoune?&ref=pb%2Fgaleria%2F2935%2Fikarus-stia-283%3F

P.S.
О любых неточностях и фактических ошибках пишите автору в личку.

При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.