Последняя остановка Икаруса-250.12

05.05.2019

Около пары лет назад, в поисках очередного контента для нашей группы я наткнулся на фото автобуса, о котором немножко расскажу вам в этой статье. Конечно, для неподготовленного глаза экземпляр на этих фото вряд ли можно назвать автобусом, однако это был действительно автобус, в достаточно комплектном для такого «хранения» состоянии, а вовсе не обломки, останки и прочие непрофессиональные слова.

Икарусы ранних годов выпуска давно мелькали в моём воображении, а шанс вдруг увидеть Икарус-250.12 (предположительно, хотя может и .13 или .14) оказался просто сказочным. На момент, когда я поехал на поиски этого автобуса, нам уже удалось найти несколько Икарусов-250.12, связаться с их владельцами и получить ценную информацию, но это всё через Интернет, из далёких стран и городов. А здесь получалось, что эта уникальная модель лежала где-то, совсем рядом с Питером. Нельзя было упустить отличную возможность залезть в него, поснимать, поделиться с вами, узнать в живую что-то новое об этой давнишней модели. Оставалось только узнать, где он находится. Автор, который выложил фото на фотобасе, указал местонахождением Кузьминское шоссе, что проходит между Санкт-Петербургом и Пушкином. Мои попытки узнать местоположение автобуса по-хорошему не закончились ни чем. С помощью третьих лиц я попытался связаться с автором фото из сети, который в ответ проморосил что-то невнятное о том, что к этому автобусу теперь ходить нельзя, что кто-то его уже «застолбил» и надо спрашивать какое-то разрешение…. Ну, те, кто уже давно подписан на мой Икарусный блог в ВК, знают, как я отношусь к подобного рода ограничениям, и куда посылаю тех, кто эти ограничения устанавливает. Пришлось сделать также и на этот раз.

В итоге, одним Мартовским вечером 2018 года, превратившись ненадолго из человека в любителя Икарусов, прыгнув в свою машину, я отправился в сторону Пушкина, искать редкий 250 из прошлого. В моём распоряжении были только эти фото, которые, собственно и помогли мне найти автобус, хоть и не сразу.

Проехав изначально вдоль Кузьминского шоссе, никогда не бывая там прежде, я попытался предположить, где можно было хранить такое сокровище, на какой же свалке!? Рядом с ним можно было заметить какую-то сельхозтехнику, что могло чем-то помочь, но…. не помогло ничем. Остановившись на парковке у местного Спара, я решил ещё раз изучить фото автора, и вдруг увидел удивительное! Посмотрите сами!

(Автор - Александр Стаканов, оригинал фото лежит здесь - http://fotobus.msk.ru/photo/1870630/?vid=1208912 )

Не увидели ничего? А так?

Автодром! Учебная площадка! А много ли учебных площадок в Пушкине!? А много ли на Кузьминском шоссе!? Гугл, как всегда помог, и за двадцать минут я пешком дошёл до объекта исследования, оставив машину на парковке магазина. Остальные фото этого Икаруса все мои, и, возможно, я – последний человек, который сделал фото этого автобуса. Как минимум, до сих пор я последний, кто ими поделился. Вот таким я увидел этот автобус на подходе, на первый взгляд, действительно свалка, чермет!

Как вы видите из этих фото, двигатель до сих пор на месте!

Настоящий двигатель настоящего раннего Икаруса-250.12, скорее всего тот самый Rába-MAN D2156HM6U. Когда-то давно эти автобусы были элитой в Советских автобусных парках. Длинные, красно-белые, с принудительной вентиляцией и индивидуальным освещением пассажиров, с большим «шагом» сидений и удобным управлением, не сравнимым по мягкости и плавности ни с одним Советским автобусом, Икарусы-250.12 стали символом 70-х, символом комфорта, «Интуриста», дальних поездок, и, как ни парадоксально, символом СССР.

Автор - http://fotobus.msk.ru/author/2135/, источник фото - http://fotobus.msk.ru/photo/210107

От поздних «длинных» красно-белых версий семейства 250 эта модель внешне отличалась одной единственной распашной дверью, широкими окнами, иной формой воздухозаборников на крыше и иным оформлением передка, в частности, металлическим бампером, под которым можно увидеть….. решетку обдува радиатора!

Эта деталь породила, кстати, миф о том, что у «первых» 250-х было воздушное охлаждение мотора. Еще одна характерная деталь – большой фонарь на крыше автобуса. В оригинальном состоянии этот фонарь до сих пор остаётся предметом особой гордости коллекционеров, хотя встречаются и ранние фото без фонаря.

Автобус непременно появлялся почти на всех фотографиях туристов, органично вписываясь в Советский пейзаж того времени, и, разумеется, в кино.

Вернёмся к нашему экземпляру, и пройдём внутрь. Салона нет. Лавки, по словам работника этой стоянки, как и сам автобус, в последние пару десятков лет предназначались для «работы студентов во время дождя».

Кстати, на этом скромном фото видна ещё одна характерная особенность ранних 250-х Икарусов: отсутствие аварийных люков в крыше! Не заметили? И я тоже не сразу заметил, даже побывав в этом автобусе, а ведь это так!

И так!

Здесь особенно хорошо видна крыша 250.12

Кроме вышеперечисленных отличий, в салоне Икаруса-250.12 видны выделяющиеся своими контурами рёбра жесткости, отделяющие, если можно так сказать, кабину водителя от салона.
На Эстонском экземпляре Икаруса-250.12:

На лежавшим под Пушкином экземпляре:

На Икарусе-255 1972 г. выпуска из Эстонии (Timeless):

Особо ценная реликвия в этом автобусе, который уже сам по себе реликвия – это родной холодильник со шкафом. Известно, что в «люксовых» моделях в задней части оборудовались бытовые отсеки с гардеробом, местом для отдыха водителей и комплексным бытовым устройством с холодильником и шкафом. В этом автобусе, пролежавшим десятки лет под открытым небом, холодильник оказался в удивительно…. нет, в сказочно отличном состоянии!

Внутри холодильника тоже на удивление чисто.... для двадцати лет лежания!

Вот и вешалка для одежды в спальном отсеке.

Пойдём дальше в «салон».
Место работы водители узнаётся с трудом, и, разве что, по педалям.

Еще сохранилась рулевая колонка и кран стояночного тормоза раннего образца.

Некоторые из уцелевших сервисных блоков остались даже с лампочками внутри.

Схема переключения пятиступенчатой коробки передач.

Схема регулирования потоков воздуха вентиляции.

Очень сожалею, что не открутил это всё тогда! Будучи не просто бездумным фанатом Икарусов, отрывающим всё, что отрывается, я решил сохранить это всё в надежде на будущую реставрацию автобуса. Даже местоположение никому не раскрыл в первом посте, отчётливо понимая, что уже на следующий день «любители» разобрали бы его до винтиков. Сейчас уже думаю, лучше я так бы и сделал.
Вид автобуса снаружи совсем не отпугивал. На своём месте были все колеса, все!

Знатоки марки не смогут не заметить полоски на задних стеклах автобуса, присутствовавшие на ранних «люксовых» моделях, и скрывавшие бытовой отсек.
Заднее окно левой стороны полностью в полосках.

Заднее окно правой стороны – только наполовину.

Всё, как и было!

Если мне не изменяет память, то Икарус-250.58 стал последним автобусом, в котором отсутствовал задний ряд сидений, наличие бытового отсека было обязательным, не зависимо от комплектации, и в котором для сокрытия отсека использовались полоски.

Автор - http://fotobus.msk.ru/author/721/, источник фото - http://fotobus.msk.ru/photo/688127/

Морда автобуса не особенно проржавела, и представляла собой лакомый кусок для реставраторов и владельцев Икарусов!

Сохранились некоторые элементы внешнего освещения, ну и конечно…. стёкла, целые, не битые, уникальные по своим размерам!

В наше время сложно найти не только ходовой (или не ходовой) экземпляр 250.12, но даже его масштабную модель. В Интернете обнаруживаются пластиковые модели низкого качества в масштабе 1/87, которыми вряд ли можно гордиться. Единственная известная мне модель Икаруса-250.12 в популярном масштабе 1/43 выпущена частным мастером Сергеем Кармазиновым под брендом DOKA MODELS. Несмотря на некоторые неточности, эта модель остаётся лучшей, и, как я уже сказал, пока единственной.

Хотя нет! Есть ещё один мастер из Европы, выпускающий свои модели под названием RIGOMODELL!

"Вектор" тоже, вроде, делал, но вид модели был запредельно немодельный.

Вспоминая про масштабные модели Икаруса-250.12, я решил заглянуть под юбку этому автобусу, которой практически не было. Удивила ферма автобуса, хотя и ржавая, но всё ещё живая!

Аккумуляторный отсек

Отсеки слева

Хотелось забрать этот автобус целиком, в рюкзаке, в багажнике своей машины, но…. реальность и сумерки начинали поджимать. Наступило время уходить, оставляя Икарус задумчиво смотрящим куда-то далеко.

Словно в поисках шанса....

Шанса, к сожалению, не оказалось. Как мне стало недавно известно, руководители этого гаража (площадки, стоянки, хрен знает чего ещё) пустили уникальную машину под нож....

Оставшиеся в мире экземпляры 250.12 сегодня можно пересчитать по пальцам. Наиболее известные экземпляры – это красно-белый Икарус-250.12 (1976) в Эстонии....

....полосатый Икарус-250.18 (1978), также в Эстонии

Икарус 250 1970 года (скорее всего 250.12), принадлежащий частному владельцу в Венгрии, можно назвать эталоном реставрации и внешнего состояния.

Остаётся только надеется, что когда-нибудь в будущем, кому-нибудь, может даже вам, может мне, удастся отыскать экземпляр модели 250.12 и вернуть его к жизни, как должно было быть с этим, Пушкинским автобусом....

Все фото, принадлежат IkarusbusClub! При использзовании ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.